Basic - вводный курс

Рассылки в мессенджеры от SMS-Pobeda в Москве.          

Язык Qbasic. Краткий справочник

Здесь мне хочется коротко представить наиболее часто используемые операторы Бейсика, снабдив их краткими комментариями (табл. П1—П10). Полная справка по языку имеется в его оболочке, где вы легко можете найти полные сведения о том или ином операторе с наглядными примерами.

Таблица П1. Числовые функции



Функция
Описание
ABS
Возвращает абсолютное значение (модуль) аргумента
ATN
Арктангенс (в радианах)
CDBL
Переводит числовое выражение в значение с двойной точностью
CINT
Округление
CLNG
Округление числового выражения до длинного (4 байта) целого значения
COS
Косинус
CSNG
Переводит числовое выражение в значение с одинарной точностью
ЕХР
Экспонента ех
FIX
Округление выражения с плавающей запятой до его целой части
INT
Возвращает наибольшее целое, меньшее либо равное числовому выражению
LOG
Натуральный логарифм числового выражения
RND
Случайное число одинарной точности между 0 и 1
SCN
Возвращает значения знака числового выражения (1, если выра­жение положительное; 0, если равно 0 и —1, если отрицательно)
SIN
Синус
SQR
Корень квадратный
TAN
Тангенс

Таблица П2. Функции графики и экрана

Функция
Описание
CIRCLE
Рис.ание окружностей и эллипсов
CLS
Очистка текстовой и графической областей экрана
COLOR
Установка цветов экрана
CSRLIN
Возвращает текущую позицию строки курсора
DRAW
Рис.ание объектов при помощи набора специальных команд
GET
Сохранение в памяти графической прямоугольной области экрана
LINE
Рис.ание отрезка прямой линии, прямоугольников со сторонами, параллельными экрану
LOCATE
Перемещение курсора в указанную позицию
PAINT
Закрашивание замкнутого контура
PALETTE
Изменение установок атрибутов цвета
PALETTE USING
Изменение атрибутов цвета пользователем
PCOPY
Копирование одной страницы видеопамяти в другую
PRESET
Рис.ание точки цветом фона
PRINT
Вывод данных на экран или в файл
PRINT USING
Осуществляет форматированный вывод данных на экран или в файл
PSET
Рисование точки
PUT
Вывод на экран образа, сохраненного оператором GET
SCREEN
Установка режима и характеристик экрана
VIEW
Определяет размер и положение области просмотра, в которую может быть выведена графическая инфор­мация
VIEW PRINT
Устанавливает на экране границы области просмотра текста
WIDTH
Изменение числа строк и столбцов, видимых на экране
WINDOW
Определяет логическое пространство для текущей графической области просмотра
WRITE
Запись данных на экран или в последовательный файл

Таблица ПЗ. Операторы выбора и перехода

Оператор
Описание
GOTO
Безусловный переход на метку
IF ... THEN ... ELSE
Переход в зависимости от истинности или ложно­сти проверяемого условия
SELECT CASE
Переход в зависимости от значения выражения

Таблица П4. Операторы и функции для работы с файлами

Оператор, функция
Описание
CLOSE
Закрывает один или несколько файлов или устройств
FIELD
Отводит место под переменные в буфере файлов прямого доступа
FILEATTR
Возвращает информацию об открытом файле
GET
Считывает из файла в буфер прямого доступа или в переменную
INPUT #
Считывает данные из файла
IOCTL
Посылает управляющую строку драйверу устройства
LINE INPUT #
Считывает строку до 255 символов с клавиатуры или из файла
LOCK
Ограничивает или закрывает доступ к файлу при работе в сети
OPEN
Открывает файл или устройство
PRINT #
Записывает данные в файл
PRINT # USING
Записывает отформатированные данные в файл
PUT
Записывает содержимое переменной или буфера прямого доступа в файл
RESET
Закрывает все открытые файлы и устройства
SEEK
Устанавливает позицию файла для последующей записи или считывания
UNLOCK
Снимает ограничения, наложенные последним оператором LOCK
WRITE #
Записывает данные в последовательный файл

Таблица П5 . Переменные

Конструкция
Описание
CLEAR
Закрывает все файлы, освобождает буферы файлов, очищает все общие переменные, устанавливает число­вые переменные и массивы в ноль, устанавливает стро­ковые переменные в ноль и инициализирует стек. Кроме того, CLEAR может изменять размер стека
CONST
Описывает одну или несколько символьных переменных
DATA
Указывает значения данных для последующего считыва­ния оператором READ
INPUT
Считывает входные данные с клавиатуры или из файла
LET
Присваивает значение выражения переменной
RANDOMIZE
Инициализирует генератор случайных чисел
READ
Считывает данные, указанные в операторе DATA
RESTORE
Восстанавливает считанные значения в операторе DATA
SWAP
Обменивает значения двух переменных

Таблица П6. Массивы

Конструкция
Описание
DIM
Оператор объявления массива
ERASE
Для статических массивов каждому элементу присваи­вается ноль. Для строкового — определяются строки нулевой длины. Для динамического — освобождает па­мять, используемую массивом
OPTION BASE
Устанавливает нижнюю границу индекса массива
REDIM
Описывает или изменяет размер динамического мас­сива

Таблица П7. Циклы

Оператор
Описание
DO ... LOOP
Повторяет блок операторов, пока условие верно, или пока оно не станет верным
END
Заканчивает программу, процедуру или блок
FOR ... NEXT
Цикл с параметром, с заранее известным числом повторений
WHILE ... WEND
Выполняет блок операторов, пока указанное условие верно

Таблица П8. Подпрограммы и функции

Оператор
Описание
CALL
Передает управление в процедуру типа SUB
DECLARE
Описывает процедуру типа FUNCTION или SUB
DEF FN
Определяет функцию
FUNCTION
Определяет процедуру FUNCTION
GOSUB
Переходит в подпрограмму и возвращается из нее
ON GOSUB
Выполняет переход к одной из нескольких подпрограмм в зависимости от выражения
RETURN
Возвращает из подпрограммы в основную программу
SUB
Определяет процедуру SUB

Таблица П9. Звуки и музыка

Оператор
Описание
BEEP
Генерирует звуковой сигнал через встроенный ди­намик
ON PLAY GOSUB
Обращение к подпрограмме, когда число нот в му­зыкальном буфере меньше определенного числа
PLAY
Воспроизводит музыкальные ноты
SOUND
Генерирует звук через встроенный динамик

Таблица П10. Строковые функции

Функция
Описание
CHR$
Возвращает ASCII-код первого символа в строковом вы­ражении
| DATE?
Возвращает текущую системную дату
INSTR
Возвращает позицию первого вхождения подстроки в строку
LCASES
Переводит все символы строковой переменной в строчные буквы
LEET$
Возвращает указанное число символов слева строки
LEN
Возвращает длину строковой переменной в символах
MID$
Возвращает указанное число символов из середины стро­ковой переменной, начиная с указанной позиции
RIGHT$
Возвращает указанное число символов справа строки
SPACE$
Возвращает строку пробелов
STRING$
Возвращает строку указанных символов
UCASE$
Переводит все символы строковой переменной в пропис­ные буквы
  
Содержание раздела